Чтобы списать основные средства нужно обосновать, что они не в состоянии больше приносить экономическую выгоду организации и не отвечают признакам основного средства. Ликвидация основных средств происходит по следующим причинам:
- моральный и физический износ;
- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации;
- недостачи и порчи, выявленные при инвентаризации активов и обязательств;
- частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.
Физический износ- это ухудшение технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т.д.).
Моральный износ (обесценивание) — основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.
Содержание
Ликвидация ОС
Документальное оформление
Для того чтобы определить целесообразность дальнейшего использования основного средства создается комиссия. В ее состав входят главный бухгалтер, ответственные лица за сохранность основного средства и другие должностные лица. Состав комиссии оформляется приказом руководителя.
Комиссия должна:
- осмотреть объект основных средств, подлежащего списанию и установить возможность его дальнейшего использования;
- установить причины списания объекта ОС (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и другие);
- выявить виновных лиц, из-за которых происходит преждевременное выбытие ОС:
- определить возможность использования отдельных деталей выбывающего объекта ОС;
- составить акт на списание ОС.
Комиссия оформляет решение о списании ОС:
- актом о списании по форме ОС-4;
- актом о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а;
- актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4б.
Акт утверждает руководитель организации. Составляется он в двух экземплярах: один — в бухгалтерию, второй для лица, ответственного за сохранность основного средства.
В инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Отражение в учете
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Дебет 01 Субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 – списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
Амортизацию по ОС нужно последний раз начислить в месяце его выбытия. Амортизация начисляется за полный месяц, независимо от того, сколько дней в последнем месяце числилось на балансе основное средство.
Дебет 02 Кредит 01 Субсчет «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 Субсчет «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
Расходы на ликвидацию ОС
- Ликвидацию ОС осуществляет специальное подразделение, например, ремонтная служба.
Дебет 23 Кредит 70 (69….) — отражены расходы на ликвидацию основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 23 — списаны расходы на ликвидацию основного средства.
2. Ликвидацию проводит организация, специального подразделения нет
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25, …) – списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т. п.);
3. Ликвидацию проводит привлеченный подрядчик
Дебет 91-2 Кредит 60 – отражены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом;
Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС, предъявленный подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства.
Согласно п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию ОС уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.
Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств.
Дебет 10 Кредит 91-1– оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.
В конце месяца определяется финансовый результат от выбытия ОС, обычно это убыток:
Дебет 99 Кредит 91-9 — отражен убыток от ликвидации ОС.
Практический пример
- Разобрано вследствие ветхости здание.
Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01 -1 150 000 руб. — списана первоначальная стоимость здания.
Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств» — 9 500 руб. — списана начисленная амортизация.
Дебет 91.2 Кредит 01 «Выбытие основных средств» — 1 140 500 руб. — списана остаточная стоимость здания.
2. Начислена заработная плата рабочим за разборку здания.
Дебет 91.2 Кредит 70 — 16 800 руб.
3. Начислены страховые взносы. Тариф на травматизм -2,1%.
Дебет 91.2 Кредит 69 (16 800 х 32,1%) — 5 392,80 руб.
4. Оказаны услуги транспортной организации за вывоз строительного мусора от разборки здания склада. Дебет 91.2 Кредит 60 — 3 000 руб.
Отражен НДС, предъявленный строительной организацией. Дебет 19 Кредит 68 -540 руб.
5. Приняты на склад от разборки здания склада деревянные части, пригодные на топливо. Дебет 10 Кредит 91.1 — 2 800 руб.
6. Финансовый результат от списания здания:
Отражен убыток. Дебет 99 Кредит 91.9 — 1 162 892,80 руб. (1 140 500 +16 80 0+ 5 392,80 + 3000 — 2 800).