Чтобы списать основные средства нужно обосновать, что они не в состоянии больше приносить экономическую выгоду организации и не отвечают признакам основного средства. Ликвидация основных средств происходит по следующим причинам:
- моральный и физический износ;
- аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации;
- недостачи и порчи, выявленные при инвентаризации активов и обязательств;
- частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.
Физический износ- это ухудшение технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т.д.).
Моральный износ (обесценивание) — основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.
Ликвидация ОС
Документальное оформление
Для того чтобы определить целесообразность дальнейшего использования основного средства создается комиссия. В ее состав входят главный бухгалтер, ответственные лица за сохранность основного средства и другие должностные лица. Состав комиссии оформляется приказом руководителя.
Комиссия должна:
- осмотреть объект основных средств, подлежащего списанию и установить возможность его дальнейшего использования;
- установить причины списания объекта ОС (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и другие);
- выявить виновных лиц, из-за которых происходит преждевременное выбытие ОС:
- определить возможность использования отдельных деталей выбывающего объекта ОС;
- составить акт на списание ОС.
Комиссия оформляет решение о списании ОС:
- актом о списании по форме ОС-4;
- актом о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а;
- актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4б.
Акт утверждает руководитель организации. Составляется он в двух экземплярах: один — в бухгалтерию, второй для лица, ответственного за сохранность основного средства.
В инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Отражение в учете
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Дебет 01 Субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 – списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
Амортизацию по ОС нужно последний раз начислить в месяце его выбытия. Амортизация начисляется за полный месяц, независимо от того, сколько дней в последнем месяце числилось на балансе основное средство.
Дебет 02 Кредит 01 Субсчет «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 Субсчет «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;
Расходы на ликвидацию ОС
- Ликвидацию ОС осуществляет специальное подразделение, например, ремонтная служба.
Дебет 23 Кредит 70 (69….) — отражены расходы на ликвидацию основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 23 — списаны расходы на ликвидацию основного средства.
2. Ликвидацию проводит организация, специального подразделения нет
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25, …) – списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т. п.);
3. Ликвидацию проводит привлеченный подрядчик
Дебет 91-2 Кредит 60 – отражены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом;
Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС, предъявленный подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства.
Согласно п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию ОС уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.
Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств.
Дебет 10 Кредит 91-1– оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.
В конце месяца определяется финансовый результат от выбытия ОС, обычно это убыток:
Дебет 99 Кредит 91-9 — отражен убыток от ликвидации ОС.
Практический пример
- Разобрано вследствие ветхости здание.
Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01 -1 150 000 руб. — списана первоначальная стоимость здания.
Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств» — 9 500 руб. — списана начисленная амортизация.
Дебет 91.2 Кредит 01 «Выбытие основных средств» — 1 140 500 руб. — списана остаточная стоимость здания.
2. Начислена заработная плата рабочим за разборку здания.
Дебет 91.2 Кредит 70 — 16 800 руб.
3. Начислены страховые взносы. Тариф на травматизм -2,1%.
Дебет 91.2 Кредит 69 (16 800 х 32,1%) — 5 392,80 руб.
4. Оказаны услуги транспортной организации за вывоз строительного мусора от разборки здания склада. Дебет 91.2 Кредит 60 — 3 000 руб.
Отражен НДС, предъявленный строительной организацией. Дебет 19 Кредит 68 -540 руб.
5. Приняты на склад от разборки здания склада деревянные части, пригодные на топливо. Дебет 10 Кредит 91.1 — 2 800 руб.
6. Финансовый результат от списания здания:
Отражен убыток. Дебет 99 Кредит 91.9 — 1 162 892,80 руб. (1 140 500 +16 80 0+ 5 392,80 + 3000 — 2 800).